|
Первый шаг к созданию «электросамолета» сделали на аэродроме новосибирского СибНИА имени Чаплыгина. Новосибирский самолет Як-40 — летающая лаборатория с электрическим двигателем разогнался по взлетно-посадочной полосе, развив скорость 140 км/ч. Летные испытания стартуют в 2022 году. До 2030 года в России планируют оснастить электроавиадвигателями пассажирские самолеты. Первый в мире сверхпроводящий электроавиадвигатель протестировали ученые на аэродроме СибНИА имени Чаплыгина в Новосибирске в пятницу, 5 февраля. Первый этап наземных отработок самолета Як-40 прошел успешно – воздушному судну удалось разогнаться по взлетно-посадочной полосе со скоростью 135-140 км/ч. Проверка показала устойчивую совместную работу электродвигателя и всех систем самолета. «Ни у кого в мире такого нет, мы здесь впереди планеты всей. На сегодняшний день к нам обращаются и Airbus, и Siemens с тем, чтобы мы начали сотрудничать в этой области, — говорит генеральный директор института им. Жуковского Андрей Дутов. — Сейчас ведется жёсткая конкурентная борьба за будущее авиации, за зеленую и региональную авиацию, новые виды топлива. На сегодняшний день мы демонстрируем тот прорыв, который мы смогли сделать благодаря Федеральному фонду перспективных исследований и финансированию правительства в лице Минпромторга. Это первый шаг к созданию электрического самолета. Такая авиация должна появиться по всем мировым планам примерно в 2030 году». Внутри самолета совершенно иная техника, непривычная. Мощность инновационного двигателя на высокотемпературных сверхпроводниках – 500 кВт. Он уже прошел комплекс испытаний на наземных стендах. Кроме двигателя, в самолет поместили и электрический генератор, вес которого – 100 кг. Инновационное оборудование поместили в носовую часть самолета, а в центральную часть фюзеляжа установили аккумуляторы. «В основе его лежат сверхпроводящие материалы, они находятся в состоянии 77 градусов Кельвина, внутри жидкий азот, благодаря этому сопротивления на обмотках нулевое. Из-за этого и размеры небольшие, и это позволяет реализовывать огромные мощности в небольших объемах, — говорит председатель совета директоров ЗАО «СуперОкс» Андрей Вавилов. — В схеме предусмотрен генератор, батарея для того, чтобы усиливать мощность во время взлета, преобразователь частоты и сам двигатель. Полная электрическая гибридная схема». Проект по созданию полностью электрических летательных аппаратов стартовал в 2016 году. Решение использовать для испытаний именно Як-40 было принято еще в 2018 году. Для этого пришлось заменить два из трех двигателей на современные, с большей тягой, и доработать конструкцию планера. Такая конструкция двигателей не только экологична, но и малошумна, по сравнению с современными системами. Предполагается, что электрические летательные аппараты – необратимое будущее авиации. Сегодня их исследованием занимаются все авиаконцерны мира. В перспективе электросамолеты предназначаются для самолетов малой и региональной авиации. Применение гибридных технологий в авиации позволит уменьшить расход топлива на 70% и существенно сократить вредные выбросы. Кроме того, в связи с тем, что авиационные требования к технологиям наиболее жесткие, это дает возможность их использования в других отраслях промышленности при создании новой техники. И именно здесь прикладная наука является драйвером высоко интеллектуальных и сложных инновационных технологий. Следующая летающая лаборатория на базе Ил-114 будет создана через два года, и этот самолет уже сам будет летать на электрических двигателях без обычных вспомогательных двигателей, уверяют конструкторы. Электродвигатель в самолетах – лишь часть гибридной силовой установки, которую разрабатывают ученые института им. Жуковского, в состав которого входит и крупнейший на востоке СибНИА им. Чаплыгина.
Алина Полонникова
|