|
Разрезать белок и распутать цепочку ДНК в НГУ стартовал финал олимпиады Национальной технологической инициативы среди школьников. Талантливые дети со всей страны приехали в Академгородок, чтобы продемонстрировать знания в области генной инженерии. Вместо школьной формы белые халаты, а на столах пробирки с реагентами. Команды за четыре часа должны проверить каталитическую активность белка. То есть, сможет ли вещество расщепить ДНК на ферменты. С этого начинается любая работа в генной инженерии. Процесс многоступенчатый, сначала нужны математические расчеты, а затем смешивание препаратов. Ученица 11 класса СУНЦ НГУ Арина Былакина из новосибирской команды. Мечтает связать свою жизнь с генетикой. К олимпиаде готовилась несколько месяцев. Конкуренция в финале высокая. За соседним столом работают школьники из северной столицы. Загружают пробирки уже с готовыми смесями в центрифугу. «У нас есть три белка. Надо разобрать, какой из них какой. Один поломанный, другой полуполоманный, третий нормальный, белок разрезает плазмиду на части. По массе этих частей мы и сможем понять, что это за белок», рассказывает ученик 10 класса школы №197 из Санкт-Петербурга Илья Рохин. Из четырех тысяч старшеклассников до финала дошли всего 90. Сейчас в борьбе 15 команд. Их поделили на подгруппы, исследования у всех разные. Другим участникам нужно провести полимеразную цепную реакцию. В пробирках ДНК, ферменты белка и специальные праймеры. Их необходимо смешать в таких пропорциях, чтобы получить клонирование генов. Ученые считают, что за биотехнологиями будущее. С помощью генной инженерии можно будет лечить болезни, создавать новые виды растений, улучшать качество пищи. В Новосибирской области исследования в этой области ведут несколько научных институтов, а в Технопарке создан целый кластер. «Сегодня нужно начать с того, чтобы как можно больше людей овладели этой технологией, этим методом. Именно на это и направлена олимпиада. Ребята уже руками получают практику будущего, учатся тому, что не всем студентам и не во всех вузах доступно, примеряют на себя роль исследователей и разработчиков в сфере молекулярной биологии», говорит руководитель инфраструктурного центра национальной технологической инициативы «Хелснет» Мария Галямова. В олимпиаде 23 профиля. Это виртуальная реальность, робототехника, наноинженерия, нейротехнология. Победители получат дополнительные баллы к ЕГЭ.
|