|
Пять ученых института катализа получили премии Правительства РФ. Разработки именно сибирских специалистов помогают сделать чище бензин и даже воздух. Причем, достаточно очень малой концентрации нужных элементов, чтобы заставить химические реакции происходить с нужной скоростью. Маленький кубик — образец катализатора. Чтобы провести испытания, его нужно поместить в специальную печку и разогреть до 600 градусов по Цельсию. Потом нагнетают воздух с различными примесями. И датчики показывают, как работает катализатор. В этой сетке главный действующий элемент — платина. В очень малых количествах — сотые доли процента. Но важен не только химический состав, но и геометрический рисунок металлической сетки. И тогда вот в печке топливо сгорает максимально эффективно. «В горелке происходит сжигание углеводорода при недостатке кислорода. То, что не догорело, смешивается с воздухом, поступает в калитический блок, где происходит окончательный дожиг», — поясняет ведущий инженер компании-производителя Сергей Лопатин. Еще один способ применения — очистка воздуха. Например, в коровниках. Он поднимается вверх, после химической реакции образуется углекислый газ. Такой фильтр можно установить и в теплицах для того, чтобы возвращать СО2 обратно — он необходим для питания растений. «Мы имеем органические соединения, они могут быть вредные, токсичные. Но когда они проходят через катализатор, в среде воздуха при определенных температурах, 200-300 градусов, превращаются в углекислый газ и воду. То есть, в безвредные нетоксичные соединения», — говорит победитель конкурса «Стартапер года» Андрей Загоруйко. Премию правительства в этом году получил и омский филиал института. Там главная задача ученых — сделать так, чтобы из сырой нефти получился бензин высокой очистки. Без примесей и с высоким октановым числом. Один из методов — из углеводородов катализаторы оттягивают собственно водород, он переходит в газовую фазу. Остается топливо с лучшими характеристиками. «Образуется олефин, который в кислотных центрах оксида алюминия превращается в кольцо из линейного парафина. И образуется ароматический углеводород. Например, гептан имеет октановое число 0. Он взаимодействует с катализатором, превращается в толуол, который обладает октановым числом 110 пунктов», — рассказал заведующий лабораторией синтеза моторных топлив омского филиала Института катализа СО РАН Александр Белый. Сибирские катализаторы используют на многих нефтяных заводах страны. Они не только надежные, но и очень долговечные. «Для бизнеса, для ученых это хорошо, катализаторы риформинга служат достаточно долго. Это не единовременные, не единоразовые игрушки. Единожды купив, загрузив, пользователь может эксплуатировать 8-10 лет без потери свойств», — говорит директор Центра новых химических технологий Института катализа СО РАН Александр Лавренов. За год в России потребляют почти 50 миллионов тонн бензина. А с декабря в стране ввели и новый стандарт топлива «Евро-6». Сибирским химикам работы точно хватит — зато машины не заглохнут.
Сергей Толмачев, ОТС
|