|
В Академгородке будут производить элементы для микроэлектроники нового поколения, для которых используют арсенид галлия. Это кристалл, способный обеспечить более высокую скорость работы электронных приборов. Заготовка из арсенида галлия — искусственно выращенный кристалл. Уже потом из него будут вырезать элементы для разных умных устройств. В обычном смартфоне минимум шесть таких элементов, которые позволяют обеспечивать надежную связь.
В уникальной машине на болванки наносят тончайшие слои металла как слоеный пирог, при огромных температурах. Например, для напыления алюминия требуется 900 градусов по Цельсию. Нужны и другие труднодостижимые условия, полный вакуум.
«Сейчас здесь атмосферное давление — порядка 660 миллиметров ртутного столба. В космосе на орбите вакуум составляет 5 на 10−6. В нашей установке — 5 на 10−11», — рассказал начальник участка Иван Телегин. Установку готовят к работе несколько месяцев. Потом остановить ее будет нельзя — цикл непрерывный. Поэтому и хранят про запас две бочки жидкого азота — каждая по 8 тонн.
Сверху по трубам подается жидкий азот. разлагается на две фракции — жидкую и газообразную, охлаждает криопанели, которые находятся внутри. Уже к этим ледяным панелям притягиваются все ненужные газы. Принцип действия знаком с советских времен, когда спиртосодержащие технические жидкости выставляли выставляли на мороз, вставляли в них лом, который притягивал все вредные вещества, и потом можно было пить спирт.
От количества и толщины металлических слоев зависят свойства гаджетов, солнечных батарей, космического оборудования. Производители уже сейчас думают о будущем.
«Три этапа, каждый со своим инвестиционным паспортом, с определенными затратами. Арсенид галлия — это настоящее. Раньше были кремниевые подложки, они отходят. Будущее — нитрид галлия. Первым этапом мы закрываем настоящее, следующий этап с проекцией в недалекое будущее», — говорит генеральный директор компании-производителя Андрей Гугучкин.
Основной производитель таких деталей — Китай. Потребность в них огромная, проблем с заказами точно не будет. Тем более, что ученые помогают — в институте полупроводников, на территории которого находится производство, разрабатывают новые материалы.
Сергей Толмачев
|