|
Впервые в жизни я увидел настоящие речные корабли в 1964 году, когда стал учиться в Новосибирском профессиональном речном училище. Буксирные и пассажирские колесные пароходы, различные теплоходы заходили в акваторию Затона на ремонт и зимнюю стоянку. (Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» № 16 за 17 апреля 2019 года)
Новосибирская база речного флота имела судоремонтный завод со слипом для подъема судов из воды. На предприятии не только ремонтировали пароходы, теплоходы и баржи, но и строили суда. Во время войны завод выполнял военный заказ — строил торпедные катера, а в семидесятые годы — плавучие краны «Ганс», секции и оборудование для которых завозили из ГДР. Также на заводе освоили выпуск новых пассажирских пригородных теплоходов «Москва». Правда, с первым из них вышел казус: судостроители спустили теплоход на воду и ушли на обед, а когда вернулись, обнаружили, что судно... затонуло. Его, конечно, подняли из воды, просушили оборудование, перебрали двигатели, достроили и передали в эксплуатацию.
Подлодку «Новосибирск» разрежут на металлолом
В мою бытность база флота эксплуатировала буксирные пароходы, которые носили фамилии знаменитых полководцев, — «Говоров», «Толбухин» и другие. Большие двухпалубные пассажирские пароходы назывались «Новосибирск», «Бийск», «Омск», «Владивосток». А какой был красавец белоснежный танкер «Одесса»! Как он звучно гудел, будто тосковал по своей родине Германии! Осенью 1964 года пришли в Затон новейшие однотипные большие пассажирские теплоходы «Михаил Калинин», «Мария Ульянова», «Урал», «Патрис Лумумба». Это были очень красивые лайнеры, и жители Затона приходили ими любоваться. Затем появились быстроходные теплоходы на подводных крыльях — ракеты. А через некоторое время пришли более мощные метеоры. Ежегодно флот пополнялся новыми сухогрузами и буксирами, старые буксирные и пассажирские пароходы списывали.Когда стали добывать нефть на обском севере, речной флот Новосибирской базы флота обеспечивал доставку грузов в места, где строили для нефтяников города и поселки. Нефть тоже перевозилась нефтеналивными баржами, которые толкали по Оби пароходы и теплоходы.
Однажды я увидел красочный план-макет развития Новосибирской базы флота и поселка Затон. На нем были новые корпуса цехов, новое заводоуправление, бетонные берега водной акватории Затона и красивые новые многоэтажные дома поселка. Но мне почему-то слабо верилось, что так будет. Осенью 2018 года я снова поехал в Затон и был поражен. Там, где раньше находилась база флота с заводом, ничего не было: ни цехов, ни слипа, ни заводоуправления, ни складов. Там сейчас стройплощадка — возводят десятиэтажные дома. А сама водная акватория Затона выглядела какой-то лужей с обвалившимися берегами.Конечно, застроят домами этот незатопляемый при наводнении пятачок земли, переселят людей из ветхих затонских домов — это хорошо! Но флота-то нет! Где люди будут работать? Хотя ведь еще недавно все было, была иная жизнь, люди работали на флоте и для флота, а остались одни воспоминания.
От редакции
Уважаемый Валерий Сазонович! Спасибо вам за ваше прекрасное письмо и интересные воспоминания. Мы разделяем вашу тревогу за судьбу речного флота. Конечно, многое со времен Советского Союза было утрачено, но тем не менее, по мнению экспертов, водный транспорт сегодня имеет неплохие перспективы, особенно с учетом того, что масштабное освоение арктических территорий является одной из приоритетных задач современной России. Возможно, со временем будут и вложения в инфраструктуру. Сам Затон преображается уже сегодня: помимо современных домов, здесь планируют построить школу на 550 мест и два детских сада, один из которых практически готов. Предполагается также строительство набережной, где люди будут гулять и заниматься спортом. Вот только смогут ли обитатели ветхих домов купить там квартиры — вопрос…
|