|
Экс-директор НПО «Мостовик» Олег ШИШОВ продолжает консультировать «Омский завод металлоконструкций».
В прошлом году завод металлоконструкций обанкротившегося ООО «НПО «Мостовик» купило московское ООО «СБК Альянс», «правнучка» Сбербанка. Предприятие обрело второе дыхание — теперь это ООО «Омский завод металлоконструкций». Бывший руководитель «Мостовика» Олег ШИШОВ консультирует нынешнее руководство по производственным и бытовым вопросам. Об этом сотрудничестве и планах на будущее обозревателю «КВ» Анастасии ПАВЛОВОЙ в рамках проекта "Омская промышленность" рассказал генеральный директор завода Владимир МАНУИЛОВ.
–Владимир Яковлевич, в апреле этого года ваша пресс-служба сообщила о выполнении заводом престижного государственного заказа – производства металлоконструкций пролетных строений моста через Керченский пролив.
– Да, это довольно крупный заказ, в рамках которого мы произвели для генподрядчиков «Мостотрест», «СГМ-Мост» и «Нижнеангарсктрансстрой» более 22 000 тонн металлоконструкций. На данный момент в производстве еще более 6 000 тонн, предназначенных для строительства мостового перехода и подходов к Керченскому мосту с российской стороны.
– Одной из причин банкротства прежнего хозяина завода стало как раз увлечение господрядами (в частности, для сочинской Олимпиады). Не боитесь, что история повторится?
– Это не совсем верная оценка произошедших тогда событий. Но, конечно, мы учитываем совершенные ранее ошибки. Также мы учитываем и те изменения, которые произошли в российском законодательстве, трансформацию в экономике страны в целом и перспективы ее развития.
– В отличие от других структур «Мостовика» ваше предприятие продолжало работать все эти годы треволнений, связанных с НПО, благодаря чему, как утверждается, вам удалось сохранить трудовой коллектив, да и завод удалось продать по максимально возможной цене — около 800 млн. рублей. Как справлялись с кризисом?
– В этот период нам, конечно, пришлось трудно, но люди верили, жили и работали с надеждой на изменения к лучшему. И вот, слава богу, все позади, завод вышел из кризиса. Конечно, есть некоторые кадровые и технологические проблемы, но они не критичны. И мы думаем, что все сложности мы преодолеем.
Так что с коллективом у нас все хорошо. А вот в целом… Знаете, довольно печально, что в нынешнее время люди перестали ценить и гордиться тем, что сделали соотечественники, земляки. Например, думаю, многие знают, что на новой российской купюре в 2000 рублей изображен мост на остров Русский во Владивостоке. Этот мост был спроектирован в «Мостовике», и металлоконструкции для него были изготовлены на нашем заводе, с точностью, которой удивились многие именитые зарубежные производители. Но вот точно далеко не все знают, что с обратной стороны той же купюры справа и слева от ракеты изображена уникальная мобильная башня обслуживания космодрома Восточный, которую также спроектировали в «Мостовике», металлоконструкции также изготовил наш завод. Грустно, когда узнаешь, что даже твои ближайшие соседи и родственники не знают и не интересуются новейшей историей своего региона и быстро забывают имена омичей, сотворивших научный и производственный подвиг.
Главное, что в эти годы спасло завод и делало его востребованным, – это те уникальные технологии, которые мы когда-то придумали и успешно внедрили. И, конечно, это наши специалисты, часть из которых мы все-таки потеряли, но уверены, что вернем или вырастим заново. Подготовка собственных кадров всегда была очень сильным конкурентным преимуществом «Мостовика», мы планируем ее возродить.
— Изменились ли какие-то стандарты работы предприятия после приобретения общества москвичами?
– Приобретение завода нашими партнерами не привело ни к каким изменениям в технологии. У нас с партнерами полное взаимопонимание в управлении и в прозрачности нашей деятельности. Мы вместе боремся за получение заказов и развитие технологий. Мы благодарны наши партнерам за то, что сейчас завод (и не только он) вышел из состояния банкротства. Хочу подчеркнуть, что у нового предприятия, ООО «Омский завод металлоконструкций», никогда не было задолженности по выплате зарплаты перед сотрудниками, и надеюсь, что и впредь тоже не будет.
– Основатель НПО «Мостовик» Олег ШИШОВ работает у вас советником. Верно? Как помогает в развитии предприятия?
– Олег Владимирович выполняет большую и важную работу, он консультирует и активно участвует во многих ключевых процессах. Он часто бывает на заводе, встречаясь с нами – руководителями завода, нашим персоналом и с советом трудового коллектива. Благодаря ему мы многие свои процессы настраиваем по-новому.
— В марте этого года Олег Владимирович сообщал о том, что завод обеспечен заказами до июля 2018 года. О каких заказах идет речь?
– В настоящий момент завод загружен до августа. Основные наши заказчики – «СГМ-Мост», «Мостоотряд 43», «Трансстрой», «УСК Мост» и другие. Но о подробностях я говорить, с вашего позволения, не буду, информация в большинстве своем конфиденциальна. О завершении крупных заказов мы обязательно будем сообщать СМИ.
— Планировалось также загрузить предприятие до конца года. Получилось ли?
– Ведутся переговоры о заключении контрактов не только до конца этого года, но и уже на начало следующего. Планируется производство металлоконструкций не только для мостов, но и для объектов нефтехимии, гидротехнических сооружений, энергетических объектов и многое другое. Мы работаем над этим как с российскими, так и с зарубежными партнерами.
— Сколько человек у вас работает? Какой объем реализации показали в прошлом году?
– Сейчас на заводе работает около 1500 человек. ООО «Омский завод металлоконструкций» начало свою деятельность только в конце прошлого года. В среднем ежемесячно завод выпускает примерно 3 000 тонн металлоконструкций. К концу этого года мы планируем выйти на уровень в 4 000 – 4 200 тонн в месяц. Из завершенных заказов можно в первую очередь (и в основном) назвать металлоконструкции пролетных строений для железнодорожных мостов в Краснодарском крае, а также ряд других объектов, в том числе металлоконструкции для моста через реку Абакан в Республике Хакасия, железнодорожных мостов на дальневосточном направлении, для нашего омского Юбилейного моста и ряд других заказов.
– Также ШИШОВ рассказывал, что ведется работа по восстановлению оборудования и инженерных сетей завода, модернизация технологий. Что конкретно сделано?
– Период кризиса и банкротства не прошел для завода бесследно. Часть оборудования и инженерных сетей завода требует восстановления, часть требует модернизации. И мы уже над этим работаем с нашими, в основном европейскими, партнерами – производителями этого оборудования. Пока не так быстро, как хотелось бы, – нужно решить финансовые вопросы, но кредитных средств на эти задачи завод не привлекает.
Однако и до, и во время кризиса, и в настоящее время завод выполнял и продолжает выполнять самые сложные заказы, в том числе и заказы, которые требуют машиностроительной точности при изготовлении. Эти возможности у нас не потеряны. Мы всегда использовали это преимущество в конкурентной борьбе и при сертификации нашей деятельности.
— Помимо мостовых конструкций вы изготавливали опоры ЛЭП, буровые вышки, крупногабаритные детали машин, ковши экскаваторов, погрузчиков, манипуляторов, металлоконструкции для промышленного и гражданского строительства. Что сейчас пользуется наибольшим спросом? Планируете ли вы расширять линейки производимых продуктов?
– Мы можем изготавливать и разные строительные конструкции, и детали сложных машин и оборудования, в том числе горнопроходческого и шахтного оборудования. Сейчас мы вынашиваем планы не просто изготавливать детали, но и собирать некоторые востребованные на российском рынке машины, которые сейчас практически на 100% изготавливаются за рубежом. О конкретных планах пока говорить рано. Начнем производить и продавать – тогда и расскажем.
— Согласно данным Росстата производство металлоконструкций в России в первом квартале 2018 г снизилось, однако аналитики считают, что рынок металлоконструкций в целом обладает большим потенциалом. А если учесть, что Омская область один из главных регионов-поставщиков металлоконструкций… Как прокомментируете рыночное положение изнутри?
– Действительно, в 2018 году отмечается резкое снижение заказов на мостовые металлоконструкции. Но есть ряд отраслей экономики, в которых объемы и спрос на них значительно увеличились. Хотя в целом потенциал спроса на металлоконструкции сужается. Сейчас на российском рынке производителей много – десятки. Но основных всего 3-4, в том числе и наш завод. Конечно, конкуренция обострилась, но здесь мы рассчитываем на эффективную организацию производства и высокое качество нашей продукции, а также строгое соблюдение графиков поставок. Об этом знают все крупнейшие заказчики и учитывают это при выборе производителя при всех прочих равных условиях.
— Сильно ли выросли цены на сырье и электроэнергию по сравнению с предыдущими годами?
– К сожалению, цены растут, в первую очередь на металлопрокат, лакокрасочные и прочие материалы и энергоресурсы в том числе. Естественно, это влияет на наши затраты, увеличивает себестоимость продукции. Сравнивая с прошлыми годами – стало труднее, т.к. рост цен происходит теперь не плавно, а неожиданно и выше, чем среднестатистические показатели инфляции. С другой стороны, это касается всех участников рынка, наши конкурентные преимущества должны опираться на более высокую эффективность управления производством.
— Как часто выполняете работы «под ключ»? Кооперируетесь с какими-то предприятиями для совместной работы?
– Нам неоднократно приходилось выполнять работы «под ключ» – изготовление, поставка и монтаж металлоконструкций. И это практически всегда и экономически, и по качеству, и по времени выгодно заказчику. Конечно, эту работу выполняют специализированные компании. В «Мостовике» эту работу выполняли квалифицированные подразделения. Сейчас многие из них работают как самостоятельные юрлица. Не со всеми, но со многими мы поддерживаем партнерские отношения, которые в перспективе могут перерасти в юридически более близкие, что позволит повысить эффективность совместной работы.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 10 мая 2018 года
Павлова Анастасия
|