|
Автор: Ирина Любых
В Омске обсудили, к чему движется рынок российского e-commerce. Выяснилось, что россияне начинают больше доверять интернету, но в государственном регулировании рынка интернет-торговли образовалась "дыра".
14 декабря в международном пресс-центре "МКР-Медиа" прошла пресс-конференция, посвященная тенденциям развития рынка электронной торговли. Гостями студии стали представители крупнейшего электронного дискаунтера "Ситилинк" — генеральный директор электронного дискаунтера "Ситилинк" Михаил Славинский, директор розничной сети "Ситилинк" Александр Лозовский, а также приглашенные эксперты — президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров, глава департамента развития потребительского рынка регионального Минэкономики Ирина Баранова.
Михаил Славинский и Александр Лозовский
Прежде всего генеральный директор "Ситилинка" Михаил Славинский отметил, что традиционной торговли отдельно уже не существует — появился симбиоз с электронными площадками.
- Покупатель направляет взгляд на оба сегмента. Продажи через интернет набирают популярность, но об угрозе традиционной торговле говорить нельзя. В России от всего рынка доля e-commerce составляет 3-4 %. До уровня Европы и Китая, где этот показатель равен примерно 20 %, еще развиваться долго, но в целом тенденции есть, и мы видим в этом возможности, — сообщил Михаил Славинский.
Он рассказал, что, начиная с 2015 года, интернет-торговля активно проникает в более мелкие населенные пункты, тогда как в крупных городах началось замедление темпов роста. Так, электронный дискаунтер "Ситилинк" имеет 42 магазина-склада в 33 городах, в числе которых Омск, где 15 декабря открылся центр терминальной торговли "Ситилинк". По всей России работают еще порядка 460 пунктов выдачи товаров в 350 населенных пунктах.
- Каждые десять секунд оформляется новый заказ. Это около 600 тысяч заказов в месяц, — добавил директор розничной сети "Ситилинк" Александр Лозовский.
При этом представители бизнес-сообщества не скрывают, что рынок интернет-торговли Сибирского федерального округа в целом и Омска в частности — один из самых конкурентных, но в то же время имеет серьезный потенциал для роста. "История конкуренции с зарубежными игроками — теми же китайскими интернет-магазинами — пишется сейчас. Мы изучаем их схемы работы, анализируем. Здоровая конкуренция это хорошо", — подчеркнул Михаил Славинский.
По мнению экспертов, именно интернет-пользователи являются основным драйвером развития интернет-торговли. Они накапливают опыт онлайн-покупок за счет того, что осваивают новые формы шопинга и способов оплаты. Сейчас аналитики "Ситилинка" оценивают рынок e-commerce Сибири (товарный сегмент без трансграничной торговли) в 59 млрд руб. Это 7 % от всего российского рынка электронной торговли. Львиная доля онлайн-продаж приходится на Красноярский край, Новосибирскую и Омскую области — 72 %. В частности, объем e-commerce Омской области равен шести миллиардам рублей. Треть продаж приходится на бытовую технику и электронику, что превышает долю сегмента в целом по России.
Статистику подтвердила руководитель департамента развития потребительского рынка регионального Минэкономики Ирина Баранова. По ее словам, в области наблюдается "оживление" рынка и прогнозируется дальнейший рост. Причем сильнее всего выросли продажи бытовой электроники, компьютеров, стиральных машин и аудиоаппаратуры.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров, выступивший по телемосту из Санкт-Петербурга, напротив, обозначил проблемы рынка. По его мнению, государство много лет не замечало e-commerce как таковой и не признавало активное развитие и рост числа трансграничных покупок — пересылок из-за рубежа, породивших "дыру" в таможенной системе.
- Никто 15 лет назад не думал, что трансграничная интернет-торговля будет существовать. Сегодня за один день обычные россияне получают 1 млн 300 тыс. посылок из-за рубежа. Это уже 39 % всей российской интернет-торговли. Но она до сих пор живет по законам дистанционной торговли — по каталогам. Сейчас фактически в таможне Российской Федерации есть огромная "дыра", никем не контролируемая, которая называется международные почтовые отправления. В месяц получается примерно 45 млн посылок из-за рубежа, которые никаким образом не проверяются, идут без таможенных пошлин. Россия стала самым большим интернет-офшором, в котором не берутся ни налоги, ни пошлины, — заявил Алексей Федоров.
Как уточнил Михаил Славинский, факторами, сдерживающими развитие электронной торговли, с которыми борется компания, все еще остаются высокая стоимость эквайринга (оплата покупок банковскими картами), недостаточный уровень доверия к интернет-покупкам, неравное положение российских и зарубежных интернет-магазинов, логистика и законодательные препоны.
Фото: Илья Петров
|